— в буквальном смысле этого понятия, означает, увеличение видимости, если речь идет о расширении кругозора в широком смысле, то это любые новые познания.

Расширять кругозор ребенка нужно последовательно, но непрерывно, с самого раннего возраста. Развивающие игры и занятия, прогулки и поездки — все это способствует развитию навыков, умений и расширению кругозора. Чем больше внимания родители будут уделять малышу, разговаривая с ним и знакомя его с окружающими вещами и предметами, тем больше он для себя узнает и открывает нового.

Важным для ребенка становится общение с природой и ее красками, звуками и запахами, а также с ее большими и маленькими обитателями от насекомых до крупных животных и птиц. Не нужно думать, что если ребенок не говорит, то он ничего еще не понимает и не запоминает, — это ошибка. Чтобы начать говорить, малышу нужно накопить пассивный словарик из всех тех слов и понятий, что он слышит от вас и других. Поэтому на любой прогулке разговаривайте с ребенком и обо всем рассказывайте, основные слова выделяйте голосом и говорите медленно, чтоб кроха запомнил.

Еще одной ошибкой родителей является их желание сюсюкать с малышом, искажая слова, заменяя кошку «кисой» или «мур-мур», машину «бибикой», а других детишек «лялями». Это неправильно и нарушает нормальное восприятие мира, тормозит развитие нормальной речи. Говорите с ребенком как со взрослым собеседником, немного облегчая свои рассказы и говоря немного медленнее обычного. Возвращайтесь к одной и той же мысли несколько раз, чтобы малыш запомнил то, о чем вы говорили.

Полезно расширять кругозор не только за счет слуховых и визуальных образов, но и за счет тактильных ощущений — не запрещайте малышу трогать предметы, возиться в песке и даже грязи, ведь у всех дома есть ванна и мыло, а бесценный опыт тактильных ощущений, разница фактур, температур и плотности малыш приобретет только ощупав все предметы руками. Это поможет ему в дальнейшей жизни быстрее ориентироваться в окружающей обстановке, и, возможно, в будущем приобрести себе профессию.

В школе ребёнок будет изучать предмет «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР». Он научит:
1) называть (приводить примеры):
• тела живой и неживой природы;
• планеты Солнечной системы (2—3);
• свойства воздуха, воды;
• состав почвы;
• древние города и их достопримечательности;
• имена отдельных руководителей государства, деятелей,
• просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
• причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

2) различать (соотносить):
• год, век, арабские и римские цифры;
• названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
• растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
• животных разных групп (одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные – позвоночные);
• приспособления животных к среде обитания;
• особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
• понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

3) решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
• объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
• объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
• характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
• характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
• раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
• составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
• соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
• характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
• рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
• сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
• работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
• высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Российская педагогическая энциклопедия. Словари и энциклопедии на Академике. Педагогические конференции: проблемы, стратегии, эффективность.

 

JoomShaper
<