Изучаем глухие и звонкие согласные

Правила и примеры преодоления речевого недоразвития

Преодоление речевого недоразвития и укрепление психофизического здоровья детей, имеющих нарушения, посредством использования разнообразных методов коррекционной работы.

Иногда дети произносят звонкие согласные как глухие. выражается по-разному: или частичное оглушение. Состояние (принимаемая форма) речевых органов при произнесении парных звонких и глухих звуков ф-в, с-з, ш-ж, п-б, т-д, к-г) сходно.
При произношении звонких согласных приходят в движение голосовые связки, работает с напряжением, при произношении - голосовые связки не вибрируют, артикуляционный аппарат работает с меньшим напряжением.
Становится понятным, что затруднения обусловлены не самим по себе воспроизведением звуков, а недостаточно четким разграничением их между собой на слух. Расматриваются разные причины нарушения речи:. Как следствие неразличение звонких и глухих согласных в речи влечет за собой ошибки при письме и чтении. Обычно внимательные родители этот дефект замечают ещё на раннем развитии своего малыша и сразу берутся за его исправление. Работа начинается с правильного изолированного произношения смешиваемых звуков, а заканчивается упражнениями по их дифференциации.

Последовательность такова: Сначала "осваиваются" щелевые звуки ф-в, с-з, ш-ж, как более простые по артикуляции, а затем взрывные - п-б, т-д, к-г.

Звуки Ф-В

Попросите ребенка протяжно произносить звук ф и далее, не прерывая выдоха, "включить" голосовые связки, подать голос - получится звук в.

Поясните ребенку, что звук ф произносится глухо, без голоса, а при произношении звука в голосовые связки смыкаются и вибрируют. Вибрацию можно ощутить прикосновением руки к гортани. Упражняйтесь с ребенком в поочередном произношении звуков ф и а.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звук, ученик показывает соответствующую букву, и наоборот: вы показываете букву, ребенок произносит соответствующий звук.

Дифференциация звуков в слогах:

- фа-ва, фо-во, фу-ву, фы-вы, фи-ви;
- фи-ви-фа, фо-во-фо, фу-ву-фу, фы-вы-фы, фи-ви-фи;
- афа-ава, офо-ово, уфу-уву, ыфы-ывы, ифи-иви

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

- фаня - Ваня;
- фаза - ваза;
- фантик - винтик;
- фляга - влага;
- флакон - вагон;

Обратите внимание ребенка на то, как с изменением одного звука слово приобретает новое значение.

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова (ф)ара, по(в)ар, не(ф)ть, под(в)ода, ту(ф)ли, ке(ф)ир. ко(в)ер.

Дифференциация звуков в предложениях:

- фа н я и Ваня купили вафли.
- Вьются флаги у ворот.
- В шкафу висит кофта.

Диктант (слова с буквой ф надо записывать в один столбик, с буквой в-в другой): филин, соловей, посевы, зефир, лифт, проводник, влага, флаги, туфли, весна.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"фаня спросила тётю феню: "Почему на улицах флаги?" Тетя феня ответила: "Сегодня вторник, 23 февраля. День Советской Армии и Военно-Морского Флота"


Звуки С-З

Дайте образец звучания. Поясните разницу в образовании звуков. Звук с-глухой, звук з- звонкий, потому что в его произнесении участвуют голосовые связки. Пусть ребенок при произнесении з поднесет руку к гортани и почувствует, как она вибрирует. Постоянно напоминайте ребенку, что таким способом он может проверять правильность произношения звонких согласных.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звук, ребенок показывает соответствующую букву, и наоборот.

Дифференциация звуков в слогах:

- са-за, со-со, су-зу, сы-зы, си-зи;
- са-за-са, со-зо-со, су-зуу, сы-зы-сы, си-зи-си;
- аса-аза, осо-озо, усу-узу, ысы-ызы, иси-изи

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

- коса - коза,
- роса - роза,
- сазан, застенок, заносы, зубоскал, слеза, сказал, заскочил

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова (с)олить, во(з)ить, зве(з)да, во(с)ток, при(з)ы.

Дифференциация звуков в предложениях:

В саду созрела, смородина. В колхозе сеяли. На заводе делают самолеты.

Диктант (как и на предыдущих занятиях, слова с буквой с записываем в один столбик, с буквой з- в другой): овес, роза, забор, колеса, сестра, золото, газон, кусок, зубы, супы, азбука, астры.

Дифференциация звуков при чтении текста:

сусликов острые зубы. Они грызут зерно и стебли хлебных злаков. Суслики поедают много зерна. Надо беречь зерно от сусликов".


Звуки Ш-Ж

Работу ведите по уже сложившейся схеме: дайте образец звучания, напомните, чем отличается звук ш от звука ж, и переходите к постановке звука ж. Вместе упражняйтесь в изолированном произношении ш и ж.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звуки, а ребенок показывает соответствующие буквы, и наоборот.

Дифференциация звуков в слогах:

- ша-жа, шо-жо, шу-жу, ши-жи;
- ша-жа-ша, шо-жо-шо, шу-жу-шу, ши-жи-ши;
- аша-ажа, ошо-ожо, ушу-ужу, иши-ижи

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

- шил - жил
- шар - жар,
- шаль - жаль,
- жутко - шутка;
- лыжи - мыши;
- пушок, петушок, окошко, сережка

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: лу(ж)и, ло(ш)адь, опу(ш)ка, ши(ш)ки, (ж)ук, ва(ж)ный.

Дифференциация звуков в предложениях:

- Шел снежок.
- Жабу заметили мальчишки.
- Шура кормил журавленка.

Диктант: Женя, шалаш, Миши, ежик, шест, лыжи, чижик, чашка, журавль, шишка, ежевика, ерши.

Дифференциация звуков при чтении текста:

Жени день рождения. Жене исполнилось шесть лет. Папа подарил Жене железную дорогу, мама - шерстяное кашне. Подарки Жене пришлись по душе".


Звуки П-Б

При работе над этими звуками стоит показать ребенку механизм их образования.

Начните со звука п: губы сомкнуты, расстояние между зубами и положение языка зависят от последующего гласного звука, мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки, голосовые связки разомкнуты. Воздушная струя, проходя через ротовую полость, наталкивается на сомкнутые губы и "взрывает" их: возникает звук п.

Звук б имеет тот же механизм образования, но, чтобы его вызвать, надо к произношению п подключить голос, то есть заставить вибрировать голосовые связки.

Родители вместе с ребенком должны упражняться в изолированном произношении звуков п, б.

Упражнение: сами сопоставьте звуки с буквами п и б.

Дифференциация звуков в слогах:

- па-ба, по-бо, пу-бу, пы-бы, пи-би;
- па-би-па, по-бо-по, пу-бу-пу, пы-бы-пы, пи-би-пи;
- апа-аба, опо-обо, упу-убу, ыпы - ыбы

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

- папа - баба;
- почка - бочка;
- палка - балка;
- пыль - быль;
- бил - пил;
- запирать - забирать;
- подбородок - подпорка

Продиктуйте ребёнку эти слова: бара(б)ан, (п)арта, со(б)ака, лам(п)а, (п)ри(б)ор, пото(п), (б)умага, те(п)ло.

Дифференциация звуков в предложениях:

- Бабушка положила на полку большую палку.
- Полкан бежал по дну балки.
- Папа и бабушка пошли вброд.

Придумайте слова с буквами б и п. Пусть ребёнок запишет их сомостоятельно.

Дифференциация звуков при чтении текста:

Барбоса болела нога. Три дня пес лежал под крыльцом. Паша принес ему хлеба. Барбос лизнул Паше руку. Каждый день Паша приносил собаке обед".


Звуки Т-Д

Родители вместе с ребенком упражняются в изолированном произношении звуков т и д.

Упражнение: сопоставьте звуки с соответствующими буквами.

Дифференциация звуков в слогах:

- та-да, то-до, ту-ду, ты-ды, ти-ди;
- та-ди-та, то-до-то, ту-ду-ту, ты-ды-ты, ти-ди-ти;
- ата-ада, ото-одо, уту-уду, ити-иди

Упражнение: сложить эти слова из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

- дом - том;
- тетя - дядя;
- точка - дочка;
- дети, отдел, тетради, дремота, водосток, стыдно, бодрость

Вставить пропущенные буквы в слова: воро(т)а, (д)я(т)ел, про(д)ук(т)ы, прос(т)у(д)а, пого(д)а, пахо(т)а.

Дифференциация звуков в предложениях:

- Таня живет на даче.
- По дуплу стучал дрозд.
- Тома сидит дома.
- Тина и Дина стояли под дубом.

Продиктуйте ребёнку эти слова: борода, трава, доска, тоска, поэт, салат, мармелад, судно, картошка, подарок, треска, дрова.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"Мой папа доктор. Он лечит детей. Дети его любят. Дома папа занимается со мной и Степой. Степу учит читать, а мне помогает решать задачи"


Звуки К-Г

Покажите образец звучания этих звуков. Поясните разницу в их образовании. Побуждайте ребенка произносить звук к с последующим подключением голоса - появляется звук г. Упражняйтесь в изолированном произношении этих звуков.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами.

Дифференциация звуков в слогах:

- ка-га, ко-го, ку-гу, кы-гы, ки-ги;
- ка-га-ка, ко-го-ко, ку-гу-ку, кы-гы-кы, ки-ги-ки;

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

- игра - икра;
- Галина - калина;
- голос - колос;
- рука, нога, год, кот, гуси, куры, губка, прогулка, крошка.

Вставить пропущенные буквы в слова: (г)ромко, (к)рыша, (г)лина, о(г)ород, (к)ино, при(к)аз, ги(г)ант, со(к)ол.

Дифференциация звуков в предложениях:

- Мы играли на горке.
- Олегу купили новые коньки.
- Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки.

Продиктуйте ребёнку эти слова: логопед, колос, голос, кот, окошко, нога, рука, берега, калоши, ягоды, музыка, кукуруза, гимнаст, гусь.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"Галя взяла куклу и пошла гулять. Галя посадила куклу на травку рядом с гусеницей. Она знала, что гусеница не кусается. Галя стала собирать букет. А когда вернулась за куклой, то увидела кузнечика. Кузнечик испугался Гали и прыгнул в густую траву"

В методической рекомендации указан примерный ход работы по устранению дефектов произношения звонких согласных. Успех ее во многом будет зависеть от того, насколько последовательны и постоянны будут занятия родителей с ребенком. Не переходите от одних упражнений к другим до тех пор, пока он не усвоит их. Стремление поскорее добиться успеха не приносит желаемых результатов. Ваша задача обогащать познавательноречевую компетентность детей, осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений: воспитывать правильное звукопроизношение, развивать словарный запас, грамматический строй, связную речь, фонематические процессы и общие речевые навыки, формировать у детей потребность в активной деятельности, совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать пальчиковую моторику, координацию движений, ориентировку в пространстве, вызывать желание преодолевать нарушения в речи и двигательной сфере, воспитывать у детей нравственноволевые качества личности, содействовать становлению субъективноценностного отношения к своему здоровью. На логопедических занятиях важно не только выработать тот или иной речевой навык, но и закрепить его во всех видах устной и письменной речи. Если почувствуете, что ребенку надоедают одни и те же упражнения, старайтесь видоизменить их, придумать новые, с другими словами, предложениями, текстами, стихами.

JoomShaper
<