МОРФОЛОГИЯ

Примеры правописания падежных окончаний имён существительных

Упражнения к правилу

   Н. И. ПИРОГОВ
   Имя гениального русского хирурга и анатома Николая Ивановича Пирогова - родоначальника научной хирургии и основоположника военно-полевой хирургии - известно не только врачам, но и всем культурным людям. Н. И. Пирогов в истории хирургии занял такое же место, какое Менделеев занял в истории химии, Сеченов и Павлов - в истории физиологии, Лобачевский - в истории математики.
   Заслуги Н. И. Пирогова перед мировой и русской хирургией и русским обществом поистине огромны.
   Н. И. Пирогов был первоклассным анатомом, положившим начало разработке таких отделов анатомии, которыми никто раньше не занимался. Великий хирург, он обладал не только блестящей техникой, но и создал свои собственные методы операций.
   Н. И. Пирогов является основоположником военно-полевой хирургии. В основу её он положил богатый собственный опыт участника войн на Кавказе, в Крыму, франко-прусской, русско-турецкой. Он первый ввёл не только в России, но и в Европе оказание частной помощи на войне и обессмертил своё имя введением обезболивания, которое он проводил на фронте. Десять тысяч наркозов было проведено им в Севастополе.
   Н. И. Пирогов как врач пользовался исключительной популярностью. Это был поразительно бескорыстный труженик. В числе его пациентов были люди всех классов.
   Н. И. Пирогов был ярким общественным деятелем. Его деятельность играла немалую роль в развитии общественного самосознания в мрачные годы реакции.
(По книге «Люди русской науки»).
   Через всю историю человечества проходит борьба за железо, начиная с четвёртого - третьего тысячелетия до нашей эры, когда человек впервые научился владеть этим металлом. Может быть, вначале он подбирал упавшие с неба камни - метеориты и их обрабатывал в изделия, подобно тому как это мы встречаем и у ацтеков Мексики, и у индейцев Северной Америки, и у эскимосов Гренландии, и у обитателей Ближнего Востока. Недаром существует древняя арабская легенда о том, что железо небесного происхождения. На коптском языке оно даже называется «камнем неба», арабы же, повторяя сказания египтян, говорили, что с неба падают в Аравийскую пустыню капли золота, на земле золото превращается в серебро, а потом в чёрное железо - в наказание за борьбу племён за владение небесным даром.
Долгое время железо не могло иметь широкого распространения, так как выплавлять его из руд было трудно, а камней, падающих с неба, метеоритов, было мало.
Только с первого тысячелетия нашей эры человек научился выплавлять его из железных руд, и на смену бронзовому веку пришёл тот век железа, который в истории культуры продолжается до наших дней.
(А. Ферсман, Занимательная геохимия.)
   На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. [...]
Не спали. Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил трубку. [...] Буркин лежал внутри на сене. [...] Рассказывали разные истории. Между прочим говорили о том, что жена старосты, Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги. [...]
- Что же тут удивительного! - сказал Буркин.- Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете не мало. [...] Да вот, не далеко искать, месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. Вы о нём слышали, конечно. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. [... ] Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, своё отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было...
(А. П. Чехов, Человек в футляре.)
    БЕЛУГА.
   Наступает зима. Как-то вечером пошёл снег, и всё стало среди ночи белым: набережная, лодки у берега, крыши домов, деревья. Только вода в заливе остаётся жутко чёрной и неспокойно плещется в этой белой, тихой раме.
На всём Крымском побережье: Анапе, Судаке, Керчи, Феодосии, Ялте, Балаклаве и Севастополе - рыбаки готовятся на белугу. Чистятся рыбачьи сапоги, огромные до бёдер сапоги из конской кожи, весом по полпуду каждый, подновляются непромокаемые, крашенные жёлтой масляной краской плащи и кожаные штаны, штопаются паруса, вяжутся перемёты. [...] И вот однажды, с первым попутным ветром, на исходе ночи, но ещё в глубокой тьме, сотни лодок отплывают от Крымского полуострова под парусами в море.
(А. И. Куприн, Листригоны.)
   Важный шаг вперёд со стороны таланта Гоголя видим мы и в том, что в «Мёртвых душах» он совершенно отрешился от малороссийского элемента и стал русским национальным поэтом во всём пространстве этого слова. При каждом слове его поэмы читатель может говорить: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в размашистой силе чувств, и в лиризме отступлений, и в пафосе всей поэмы, и в характерах действующих лиц, от Чичикова до Селифана и «подлеца чубарого» включительно, - в Петрушке, носившем с собою свой особенный воздух, и в будочнике, который, при фонарном свете, впросонках, казнил на ногте зверя и снова заснул. Знаем, что чопорное чувство многих читателей оскорбится в печати тем, что так субъективно свойственно ему в жизни, и назовёт сальностями выходки вроде казнённого на ногте зверя; но это значит не понять поэмы, основанной на пафосе действительности, как она есть.
(В. Г. Б е л и н с к и й, Похождения Чичикова или Мёртвые души.)
JoomShaper
<