МОРФОЛОГИЯ

Примеры правописания личных окончаний глаголов

Упражнения к правилу


1. Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет тёмный лес.
2. Сторож вкруг дома господского ходит, злобно зевает и в доску колотит.
3. Только не сжата полоска одна. Грустную думу наводит она. Кажется, шепчут колосья друг другу: «Скучно нам слушать осеннюю вьюгу».
4. Словно как мать над сыновней могилой, стонет кулик над равниной унылой.
5. Ласковый машет вершинами лес, солнце приветливей смотрит с небес.
6. Тешится новой игрушкой дитя.
7. Так ровно, ровно дышит грудь.
8. Не тростник седой колышется, не дубравушки шумят - молодецкий посвист слышится, под ногой сучки трещат.
9. Савраска плетётся ни шагом, ни бегом, не встретишь души на пути.
10. Парома не докличешься.
11. В кузнице молот стучит, мельницу выстроят скоро.
(Из произведений Н. А. Некрасова.)
1. Покамест, в утреннем уборе, надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе.
2. Ещё бокалов жажда просит залить горячий жир котлет, но звон брегета им доносит, что новый начался балет.
3. Онегин входит: идёт меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам.
4. Ещё амуры, черти, змеи на сцене скачут и шумят.
5. Но отдалённые надежды тревожат сердце иногда.
6. Обряд известный угощенья: несут на блюдечках варенья, на столик ставят вощаной кувшин с брусничною водой.
7. В уныние погружена, гостей не слушает она.
8. Татьяна в тишине лесов одна с опасной книгой бродит, она в ней ищет и находит свой тайный жар, свои мечты, плоды сердечной полноты, вздыхает и, себе присвоя чужой восторг, чужую грусть, в забвенье шепчет наизусть письмо для милого героя.
9. Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идёт она грустить, и вдруг недвижно очи клонит, и лень ей далее ступить.
10. Один, под финским небосклоном, он бродит, и душа его не слышит горя моего.
11. Но вы, к моей несчастной доле хоть каплю жалости храня, вы не оставите меня.
12. Татьяна то вздохнёт, то охнет; письмо дрожит в её руке; облатка розовая сохнет на воспалённом языке.
13. Лунного луча сиянье гаснет.
14. Там долина сквозь пар яснеет.
(А. С. Пушкин, Евгений Онегин.)
1. Снова замерло всё до рассвета, - дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.
2. Но, быть может, в этот самый вечер вспомнит он о Любушке своей.
3. Он стоит и каждый кустик слышит, каждый камень видит впереди... Ничего особого не пишет, только пишет: «Люба, подожди».
4. Всходит месяц, вечер пахнет мятой.
5. А кругом сады белеют, а в садах бушует май.
6. Пусть свет и радость прежних встреч нам светят в трудный час.
7. Все ребята издали смотрят на меня.
8. На ветру колышется вышитый платок.
9. А во ржи дорога стелется, только знай себе - иди.
(Из стихотворений М. Исаковского.)
1. Извольте же идти; разбудите, боюсь.
2. Чуть дверью скрипнешь, чуть шепнёшь - всё слышат.
3. Где возраст тот невинный, когда, бывало, в вечер длинный мы с вами явимся, исчезнем тут и там.
4. Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен!
5. Да, разные дела на память в книгу вносим; забудется, того гляди.
6. Свежо предание, а верится с трудом.
7. Вот рыскают по свету, бьют баклуши, воротятся, от них порядка жди.
8. Полковник Скалозуб. Прикажете принять?
9. Отец им сильно бредит, а может быть, не только что отец!..
10. Решительно скажу: едва где сыщется столица, как Москва.
11. Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
12. Оставимте мы эти пренья.
13. Не поздоровится от эдаких похвал.
(Л. С. Г р и б о е д о в, Горе от ума.)
1. Она дрожит и жаром пышет, и ждёт: нейдёт ли? Но не слышит.
2. Увы, Татьяна увядает; бледнеет, гаснет и молчит! Ничто её не занимает, её души не шевелит.
3. Не мадригалы Ленский пишет в альбомы Ольги молодой; его перо любовью дышит, не хладно блещет остротой; что ни заметит, ни услышит об Ольге, он про то и пишет.
4. Опрятней модного паркета, блистает речка, льдом одета.
5. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд.
6. Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей.
7. То длинный сук её за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой; то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок, то выронит она платок; поднять ей некогда, боится, медведя слышит за собой, и даже трепетной рукой одежды край поднять стыдится...
8. Тревожит её ревнивая тоска, как будто хладная рука ей сердце жмёт, как будто бездна перед ней чернеет и шумит .
9. Они друг другу в тишине готовят гибель хладнокровно.
10. В гранёный ствол уходят пули, и щёлкнул в первый раз курок.
11. Вот порох струйкой сероватой на полку сыплется.
12. Поэт роняет молча пистолет.
13. И жницы в волны погружать приходят звонкие кувшины.
14. Лета к суровой прозе клонят, лета шалунью рифму гонят, и я - со вздохом признаюсь - за ней лениво волочусь.
(А. С. Пушкин, Евгений Онегин.)
    С того момента, как отец объявляет во время обеда о поездке в цирк, начинаются новые заботы: не опоздать бы!
    Ешь, не прожёвывая, не дождёшься, чтоб кончился обед, потом бежишь в детскую, срываешь домашнюю и с почтением надеваешь праздничную куртку. А потом сидишь, ждёшь и мучаешься, чтоб отец не опоздал. Он любит вздремнуть за послеобеденным кофе в опустевшей комнате. Как разбудить его?.. Ходишь мимо, топаешь ногами, уронишь какую-нибудь вещь или закричишь в соседней комнате, делая вид, что не знаешь о том, что он рядом. Но у отца был крепкий сон. Пойти повздыхать рядом с комнатой матери. В эту минуту она казалась добрее отца. Пошли, поохали, повосклицали. Мать поняла наш манёвр и отправилась будить отца.
(По К. С. Станиславскому, Моя жизнь в искусстве.)
JoomShaper
<