ПУНКТУАЦИЯ

Знаки при прямой речи

Правила и примеры постановки знаков при чередовании реплик

Как правильно поставить знаки?

Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

 «Скажи-ка мне, красавица,—спросил я,— что ты делала сегодня на кровле?» — «А смотрела, откуда ветер дует». — «Зачем тебе?»— «Откуда ветер, оттуда и счастье». — «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» — «Где поется, там и счастливится».

Лермонтов


В помощь школьнику

Упражнение: раздел морфология, раздел синтаксис, слов 236
 Иван Алексеевич Огнёв помнит, как в тот августовский вечер он со звоном отворил стеклянную дверь и вышел на террасу. На нём была тогда лёгкая крылатка и широкополая соломенная шляпа, та самая, которая вместе с ботфортами валяется теперь в пыли под кроватью. [...]
 В саду было тихо и тепло. Пахло резедой, табаком и гелиотропом, которые ещё не успели отцвести на клумбах. Промежутки между кустами и стволами деревьев были полны тумана, негустого, нежного, пропитанного насквозь лунным светом, и, что надолго осталось в памяти Огнёва, клочья тумана, похожие на привидения, тихо, но заметно для глаза, ходили друг за дружкой поперёк аллей. Луна стояла высоко над садом, а ниже её куда-то на восток неслись прозрачные туманные пятна. Весь мир, казалось, состоял только из чёрных силуэтов и бродивших белых теней, а Огнёв, наблюдавший туман в лунный августовский вечер чуть ли не в первый раз в жизни, думал, что он видит не природу, а декорацию, где неумелые пиротехники, желая осветить сад белым бенгальским огнём, засели под кусты и вместе со светом напустили в воздух и белого дыма.
 Когда Огнёв подходил к садовой калитке, от невысокого палисадника отделилась тёмная тень и пошла к нему навстречу.
 — Вера Гавриловна! — обрадовался он. — Вы тут? А я искал-искал, хотел проститься... Прощайте, я ухожу!
 — Так рано? Ведь ещё одиннадцать часов.
 — Нет, пора! Идти пять вёрст, да ещё укладываться нужно. Завтра рано вставать...
 Перед Огнёвым стояла дочь Кузнецова, Вера, девушка 21 года, по обыкновению грустная, небрежно одетая и интересная.
А. П. Чехов, Верочка.
Подчеркни:
Морфология: суффиксы имён прилагательных (7);
наречия (7).
Синтаксис: диалог;
сложно-сочинённые предложения (3);
обособленные определения (4);
сложно-подчинённые предложения (5).

Запомни!



Ь не пишется в сочетаниях чн, чк, чт, нч, например: начну, нянчить, почта, почка
***
Звуки мы слышим и произносим. Буквы — пишем и читаем.
***
Согласные ж, ч, ш, щ называют шипящими из-за особенностей их произношения.
***
ЖИ, ШИ пиши с И, например: жираф, ширь.
***
ЧУ, ЩУ пиши с У, например: чудо, щука.
***
ЧА, ЩА пиши с А, например: чаща, щавель.
***
В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков, например: пе-ре-го-ро-дить (5 слогов)
***
В русском языке есть только приставка с-, приставки з- — НЕТ, например: сделать, склеить, сдать.
***
В словах здесь, здание, здоровье, ни зги з не приставка, а часть корня.
***
Написание устойчивых буквосочетаний: ОРО — воронё́нок, городово́й OЛO — оловя́нный, полови́нка ЕРЕ — деревя́нный, берегово́й ЕЛЕ — зелене́ет, пелена́ть.
***
Слова с непроверяемыми безударными гласными нельзя писать так, как они слышатся.
***
В именах существительных мужского рода II склонения в конце слова после шипящих ь не пишется, например: мяч_, лещ_, сторож_, камыш_.
***
Мягкий знак пишется перед -ся в неопределённой форме глагола.
***
Написание слов с сочетаниями чк, чн, нч, чт, чш, нщ, щн отличается от их произношения!
***
В этих словах нет двойных согласных: актриса, алюминий, волейбол, галерея, грамотный, десант, десерт, драма, карикатура, коридор, количество, раса, расизм, ресурсы, росомаха, лилипут, привилегия, пудинг, тротуар.
***
Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву Т писать напрасно!
***
Некоторые существительные употребляются только в единственном числе, например: молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция.
***
Некоторые существительные употребляются только во множественном числе, например: очки, сани, именины, ножницы, ворота, Гагры
***
Существительные среднего рода всегда относятся ко II склонению.
***
Род и число прилагательного определяются по роду и числу имени существительного, к которому относится прилагательное.
***
Имена прилагательные во множественном числе не изменяются по родам.
***
Имя прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и имя существительное, к которому оно относится.
***
Проверяй безударное окончание имени прилагательного по вопросу, например: взгляда (какого?) нежного.
***
Местоимения с предлогами пишутся раздельно, например: у_меня, с_тобой, к нам.
***
Глаголы в неопределённой форме пишутся с Ь знаком на конце, например: петь, играть, носить.
***
Безударные личные окончания глаголов совпадают с ударными!
***
Глаголы хотеть и бежать имеют личные окончания первого и второго спряжения. Их называют разноспрягаемыми.
***
От глагола победить 1-е лицо единственного числа не образуется.
***
Глагол быть в настоящем времени не спрягается. Он сохранил только форму 3-го лица единственного числа — есть.
***
Суффикс -Л- у глаголов является показателем прошедшего времени!
***
Перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме глагола, например: клеил — клеить
***
В личных окончаниях глаголов I спряжения пиши букву Е, а глаголов II спряжения — букву И.
I спр.: ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ
II спр.: ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ.
***
Пиши Ь после согласных (кроме й) на конце глаголов, выражающих приказ, просьбу, требование (Ь сохраняется перед -ся и -те), например: спрячь — спрячьте — спрячься, отрежь — отрежьте, ответь — ответьте.
***
От главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
***
Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, например: Начался дождь.
***
Предложение — это слово или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль.
***
Законченность мысли подчёркивается интонацией — в конце предложения делается пауза.
***
Пауза в конце предложения на письме передаётся знаками:
. (точка);
! (восклицательный знак);
? (вопросительный знак);
?! (вопросительный и восклицательный знаки);
... (многоточие).
После этих знаков начинается новое предложение.
***
Предложение, в котором есть только главные члены, называется нераспространённым например: Дети играли.
***
Предложение, в котором есть хотя бы один второстепенный член, называется распространённым, например: Дети весело играли.
***
Между простыми предложениями в составе сложного предложения на месте точки ставится запятая.
Простые предложения в составе сложного могут быть соединены союзами и, а, но, чтобы, потому что, если и др.
Перед союзами в сложных предложениях ставится запятая.
Я пошёл домой, а мои друзья остались во дворе. Я пошёл домой, потому что начался дождь.
***
Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений.
Пришла зима. Снег покрыл дома и дороги. (Два простых предложения)
Пришла зима, снег покрыл дома и дороги. (Сложное предложение)
***
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и в предложении относятся к одному и тому же слову, например:
(какие?) Красные, жёлтые, золотые листья лежат на аллеях парка.
(чем?) Мой брат увлекается спортом, музыкой и рисованием.
***
Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам.
***
В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Чаще всего непроизносимые согласные стоят перед суффиксом и.
***
Часто двойной согласный звук произносится немного дольше, как бы протягивается: [ва́н~а] — ванна, [жуж~а́т’] — жужжать. Правописание таких слов можно определить на слух. Но во многих словах с двойными согласными буквами звук не протягивается: [клас] — класс, [трал’э́йбус] — троллейбус. В этом случае двойные согласные являются орфограммой.
***
В окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени пишется ь, например: (что делаешь?) умываешься, пишешь; (что сделаешь?) вернёшься, нарисуешь.
***
Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед буквами: Е, Ё, Ю, Я.
***
Разделительный твёрдый знак (ъ) показывает, что согласный звук, последний в приставке, не сливается в произношении с первой гласной корня (между ними находится звук [й]), например: съедобный [с’йи], предъюбилейный [д’йу], подъём [д’йо], объявление [б’йи]
***
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета, называется определением (трава какая? высокая густая; в какой? прозрачной воде; гнёзда чьи? птичьи)
***
Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения, называются однородными. Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения: Ученики читают, пишут, решают и рисуют. На лугу росли красные, жёлтые, синие цветы
***
Имена существительные женского рода в именительном падеже с нулевым окончанием и с ь на конце относятся к 3-му склонению (степь, ткань, ночь, рожь)
***
На конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие согласные, пишется Ь (печь, помощь, рожь, глушь).
***
На конце существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие согласные, Ь не пишется (луч, товарищ, сторож, камыш)
***
Числительные, которые обозначают количество и отвечают на вопрос сколько?, называются количественными (один день, девять домов, десять лет).
***
Числительные, которые обозначают порядок при счёте и отвечают на вопрос какой?, называются порядковыми (первый день, девятый дом, десятый год).
***
Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать пишутся с Ь на конце (пять, десять, четырнадцать, двадцать, тридцать). В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать Ь не пишется. (Одиннадцать — пишется с двумя н.)
***
Количественные и порядковые числительные.
Сто — сотый, пятьдесят — пятидесятый, шесть, два, одиннадцать, восемнадцать, двадцать, восемьдесят, девяносто, двадцать пять, тридцать семь, сорок девять, сто пятнадцать, сто двадцать один.
***

JoomShaper
<