— один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразовательной школе Российской Федерации введены с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профориентации.

На факультативные занятия в учебном плане общеобразовательной школы выделяются специальные часы в классах средней и старшей ступени школы. В группы для изучения факультативных курсов учащиеся зачисляются по желанию, из одного или нескольких параллельных классов. Возможно комплектование групп, состоящих из учащихся разных параллелей. Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер. Учитель может по своему усмотрению исключить из программы или вынести на самостоятельное изучение некоторые темы, может уделить большее внимание вопросам, вызывающим у школьников особый интерес. Учителя могут также составлять оригинальные программы, которые утверждаются педагогическим советом школы.

Цель прикладных факультативов - знакомство с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса к современной технике, производству. К факультативам этого типа относятся, например: «Вычислит математика», «Физико -техническое моделирование», «Физические основы автоматики», «Химия в сельском хозяйстве», «Химия в промышленности», «Основы химического анализа», «Физиология сельскохозяйственных животных и зоотехника», «Основы биотехнологии».

На факультативных спецкурсах углубленно рассматриваются отдельные вопросы основного курса и проблемы, выходящие за рамки учебной программы «За страницами школьных учебников математики», «Основы термодинамики и молекулярной физики», «Химия высокомолекулярных соединений», «Основы генетики», «Основы экономических знаний», «Тайны русского языка» и др.

Важное место среди факультативных курсов отводится факультативам по предметам, не входящим в учебный план «Мировая художественная культура», «Общая психология», «Психология учения и НОТ школьника», «Основы педагогических знаний», «Основы киноискусства», «Основы театральной культуры», «Основы музыкальной культуры», «Художественная культура и мы»

Межпредметные факультативы имеют целью интеграцию знаний учащихся о природе и обществе. Примерами таких факультативов являются курсы «Физика космоса», «Биосфера и человек», «Эволюция естественно -научной картины мира», «Научно -техническая революция Общество Человек»

Выбор факультативных курсов учащимися осуществляется каждый год. Факультативные занятия дают возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся, повысить степень их самостоятельности на основе выполнения творческих исследовательских или конструкторских заданий, подготовки рефератов, докладов, выполнения библиографических работ. Задания выбираются таким образом, чтобы они имели ценность не только для данного ученика, но и для всей группы. Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся, расчленение сложного задания на ряд простых с последующим обсуждением результатов их выполнения, взаимная заинтересованность в результатах труда, ответственность перед товарищами позволяют решать многие педагогические задачи.

Расширяйте кругозор, читайте: Российская педагогическая энциклопедия. Словари и энциклопедии на Академике. Педагогические конференции: проблемы, стратегии, эффективность.

JoomShaper
<